Политес газетной статьи не всякое позволяет, а выразить личное мнение все-таки хочется. Про балет "История Нарспи". Все-таки не каждый день у нас мировые премьеры случаются. Чувства у меня по отношению к нему двоякие. С одной стороны, многое понравилось, особенно решение в смысле костюмов и декораций. На самом деле, здорово, что в этот раз все не дословно: написано родник - значит, делаем родник, написано конь - держите коня. Нет, тут многое придумано, достроено, но очень правдиво, работают такие детали, которые не описаны, но они должны быть, потому что мы представляем и родник (возле которого обязательно должна быть большая ива), и порядок чувашской свадьбы. Понравилось, как работает символика цвета: "плохие" в черных костюмах, "хорошие" в белых, платье красное понравилось свадебное - такой знак перейденного рубежа. Деталь говорящая в виде зеленого поясочка: сначала Сетнер его возлюбленной вяжет, потом она его надевает в новой уже жизни, а Тохтаман его срывает так злобно, а Нарспи обратно подбирает и думает коварное под специальную музыку. Мы тут с Кировым вообще про костюмы поспорили. Ему не нравится, а я, наоборот, оценила: в подробностях, "как настоящие" Валентин Васильич в опере делал (до сих пор с трепетом вспоминаю, как там выходит хор - все разного возраста, разной комплекции и на каждом платье свое - нигде не повторяется, но все это в такой гармонии!) - а тут другая тема, больше про эмоции, настроение, в угоду свободе движений в танце. А вот про тему смертей и насилия - непонятно. Вроде как, иногда тут очень все натуралистично, когда толпа жениховых друзей прибегает и Сетнера кнутами херачит. А с другой стороны - что Тохтаман Нарспи избивает - этого не показывают. Их танец на этом месте... я бы назвала "милые бранятся - только тешатся", вообще не про харрасмент. Домашнего насилия нет, отравления нет, убийств нет (то, что Сетнера опять поколотили - ну поколотили), самоубийства нет... И потом влюбленные встречаются на небесах - сплошной зефир и розовые пони. После увертюр ждешь-ждешь чего-то трагического - а оно не происходит. Я люблю "Нарспи" за откровенность. За готовность говорить жестокую правду. За то, что ставит вопросы, на которые ужасно отвечать, и непонятно как - но они есть, и мы от них не прячемся. Когда мы смотрим на Нарспи у Праски Витти - где она с головой волчицы на затылке - это та Нарспи, из поэмы, сильная, та, что укусит, а не будет ноги хозяина лизать. А в балете нет ее. Вообще там как-то характеры положительных героев смазываются - какие-то они... неприметные. Только Тохтаман - гадский гад, и то даже не с женой, а с родителями ее - фыркает, пиво не берет. И больше какое-то коллективное начало проступает. И еще там отдельная тема природы выстраивается: Тохтамана же не травят, а он как бы пошел в лес и растворился в ивовых объятьях... Она, природа, героиню защищает, покрывает и бережет. И столкновение условного прошлого в лице знахаря с условным будущим в лице Сентти... Не знаю, как будто поэму дали Блоку переписать и он наворотил всяких символических абстракций) В целом красиво и гладенько, но это не "Нарспи", а что-то сильно другое, по мотивам. А про музыку.... Есть пара очень красивых мест. Но слышно, слышно где кончается Асламас и начинается Светлана Нестерова. Как-то обидно даже. Что, не было своих композиторов, которые по-чувашски могли это сделать?

Теги других блогов: балет рецензия История Нарспи